Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Прочитайте лекцию А.Н.Леонтьева. Коротко опишите происхождение человеческой деятельности. Выпишите основные структурные компоненты деятельности.
Деятельность — это процесс, посредством которого осуществляется связь с предметом той или иной потребности и который обычно завершается удовлетворением потребности, конкретизированной в предмете деятельности.
Человеческая деятельность происходит при образовании общества, основанного на труде. Трудовая деятельность опосредствована орудиями труда, то есть средствами осуществления этой деятельности.
Переход к опосредствованному орудиями труда и отношениями к другим людям образу жизни приводит к ряду очень важных изменений.
Первое, состоит в том, что орудия приобретают новое качество — это общественные предметы.
Второе изменение. Общение становится, как и практическая трудовая деятельность, опосредствованным. В качестве опосредствующего звена в деятельности общения выступает язык.
Чтобы воздействовать на другого человека движением, используется жест.
Вводя понятие действия, вводится еще одно – цель.
Третье изменение – задача. Задача — это и есть цель, данная в определенных условиях.
Четвертое – психофизиологические механизмы, реализующие деятельность во всех ее моментах, то есть реализующие саму деятельность, действие и операцию.
Задание 2. Прочитайте лекцию А.Н.Леонтьева. Составьте подробный план-конспект, выписав основные теоретические положения.
Язык и сознание.
1. Механизм возникновения сознания
2. Структура сознания
1. Главные обстоятельства возникновения сознания — выделение целенаправленных процессов (действий) и порождение языка как средства речевого общения.
Таким образом, механизм представляется кругом: представление → действие, направленное на выделение сознательного представления → сознательное представление → действие и т.д.
В результате выделяется цель для определения способа и характера действий. Первоначальное действие начинается с предмета.
Далее его образ, как субъективный продукт деятельности фиксирует, стабилизирует и несет в себе ее предметное содержание.
Необходимо ввести предмет в такую систему отношений, в которой он бы мог сыграть роль зеркала, превращая представление человека в сознательное. Этот предмет должен быть означен и жить в особой форме — в форме языка. Язык и есть то необходимое условие, единственно посредством которого предмет может получить свою жизнь в голове человека, свое существование в идеализированной форме и, следовательно, преобразовать форму отражения.
Жизнь предмета в языке существует и развивается, так сказать, в теле языка, в теле слова. Язык становится формой, носителем сознательного обобщения действительности. Следовательно, сознательное отражение — это не просто видение вещи, не просто только ее чувственное представление, а это видение означенного посредством языка предмета.
Вместе с развитием сознания и языка возникает особый род операций — языковые операции. К таким операциям, кроме операции общения, о